Программа Мир журналистики

Нижегородская область Варнавинский муниципальный округ
МБОУ Северная средняя школа

«Утверждаю»
Директор МБОУ Северная СШ
__________ Белов С.А.
Приказ № 99
«26» августа 2024г.

РАБОЧАЯПРОГРАММА
Учебного курса
Программа учебного курса
«Мир журналистики»
Среднее общее образование
(10 - 11 классы)

Составитель:
Белова Ю.М.

сп.Северный, 2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному курсу «Мир журналистики» разработана
на основе ФГОС СОО, требований к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения Северной средней школы.
Программа составлена на основе учебной программы, разработанной
факультетом журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова (Руководитель
авторского коллектива: Е. Л. Вартанова, академик РАО, профессор, доктор
филологических наук, декан факультета журналистики МГУ имени М. В.
Ломоносова. Авторы-составители: А. В. Толоконникова, кандидат
филологических наук, доцент факультета журналистики МГУ имени М. В.
Ломоносова, А. В. Белините, научный сотрудник факультета журналистики
МГУ имени М. В. Ломоносова).
Рабочая программа курса также нацелена на повышение общего
уровнямедиаграмотностишкольниковиразвитиеихуменияориентироватьсявсо
временноммедиапространстве.
Курс«Мир
журналистики»вомногомноситмеждисциплинарныйхарактер.Ондаетвозможн
ость
обучающимся
применятьнапрактикезнания,
полученные
врамкахосвоениядругихучебныхпредметов,такихкак«Русскийязык»,«Литерат
ура»,«Обществознание»идр.,иобеспечиватьдостижениепланируемыхрезульта
товосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО
КУРСА
Рабочаяпрограммакурса«Мир
журналистики»направленанадостижениеобучающимися нижеперечисленных
личностных, метапредметных и предметныхрезультатов.
1. Личностные:
- формированиеосознанногоподходаквыборубудущейпрофессиивсферемедиа
;
- развитиетворческогомышления;
- развитиекоммуникативныхнавыков;
- развитиенавыковписьмаиписьменнойречи;
- применение первичныхнавыкованализаикритической
оценкиполучаемойинформации вповседневной жизни;
- формированиеинтеллектуальныхумений:способностианализировать,запом
инатьииспользоватьосновныеизученныепонятия,строитьрассуждения,послед
овательноиясноизлагатьсвоимысли,применятьполученные
теоретические
знания напрактике;

- развитиенавыковсотрудничествасосверстниками,детьмимладшеговозраста
и взрослыми в учебной, общественно полезной, проектной и другихвидах
деятельности;
- готовностьиспособностьксамостоятельнойтворческойработе;
- готовность и способность к образованию и самообразованию;
сознательноеотношениекнепрерывномуобразованиюкакусловиюуспешнойпр
офессиональнойи общественной деятельности.
2. Метапредметные:
- развитиенавыковпоискаиполученияинформации;
- развитие первичных умений анализа полученной информации,
критическойоценкиинформационныхканаловиисточников;
- стремление к ясному изложению собственных мыслей, работе над
стилемписьма,грамотнойписьменной речи;
- умениечеткоформулироватьизадаватьвопросывсоответствииспоставленны
ми задачами;
- умениеанализироватьрезультатысвоейпредыдущейдеятельностииприводит
ьихк виду,требуемомуна следующемэтапе;
- способностьэффективноорганизовыватьвзаимодействиесучителемишкольн
иками в процессе общения, совместного выполнения проекта,
участиявдискуссиях;
- освоение этических и культурных норм речевого поведения в
ситуацияхформальногоинеформальногомежличностногообщения;способност
ьосмыслитьвлияниесобственнойустнойиписьменнойречинаокружающих;
-умениеприменятьнапрактикеполученныеврамкахдругихпредметовзнания.
3. Предметные:
- знакомствососновамипрофессиижурналиста;
- повышениеобщегоуровнямедиаграмотности;
- пониманиеролиинформацииимедиавсовременноммире;
- знакомствосключевымиканаламипоставкиинформации,развитиеуменияорие
нтироватьсявсовременноймедиасреде;
- развитиенавыковпоискаиполученияинформации,работысисточниками;
- развитиенавыковсозданиятекстовдляшкольныхмедиа;
- знакомствососновнымижанрамижурналистскихтекстов;
- пониманиезначимостисоблюденияэтическихнормвделовоммежличностно
мобщении,профессиональнойдеятельностижурналистаиблогера;
- отношениекпрофессиональнойжурналистскойдеятельностикакквозможнос
тиучастияврешениигосударственныхисоциальныхпроблем.
2. СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОКУРСА
«Мир журналистики»
10 класс

Модуль I. Журналистика и медиа. Особенности профессии
журналистаПредпрофессиональноеобразование всферемедиа
Знакомствоучителясклассом.Обсуждениемотивоввыбораобучающимисяпредпр
офессиональногообразованиявсферемедиа.Описаниеструктурыкурса
«Журналистика и медиа». Дискуссия с классом на тему опыта
работыобучающихсявшкольных
СМИ,атакжеведенияаккаунтоввсоциальныхсетях.
Журналистикакакпрофессия
Знакомствошкольниковспрофессиейжурналиста.Обсуждениезначимост
и информации в современном мире, основных каналов поставкиновостей и
общественной
роли
журналистов.
Профессиональные
качества
иуменияжурналистов.Работавмедиаивозможныеспециализациивжурналистик
е.Профессиональныеправилаработы:правовыенормы,этическиеобязательства.
Организацияработыредакции
Организацияработыредакциипериодическихизданийиинформационных
сайтов,взаимодействиесотрудниковвней(желательнорассматривать
на
примере
работы
школьных
редакций).
Алгоритм
выпускаразличныхвидовмедиа:подготовканомерагазеты,журнала,организаци
я
работы сайта, подготовка контента для профессиональных аккаунтов
всоциальных сетях.
Журналистскийтекст,егоструктураибазовыеэлементы
Особенностижурналистскихтекстов,ихотличиеотдругихвидовтекста.
Подготовка материала для публикации, проработка его темы,
идеи,структуры. Тема и ее аспекты. Идея и ее варианты. Структурные
элементыжурналистского текста (заголовок, подзаголовок, основной текст,
визуальныеэлементыипр.).
Работасисточникамиинформации
Структураинформационнойсредыжурналиста.Видыитипыисточникови
нформации.Основныенаправленияпоискаинформации.Методысбораинформа
ции.Иерархияисточников.Правилаработыспервичными
и
вторичными
источниками.
Использование
ссылок
и
цитат
приподготовкежурналистскогоматериала.Прямыеикосвенныессылкинаисточ
ники.
МодульII.Работажурналистанадвыпускомновостей
Жанроваясистемасовременнойпечатнойицифровойпериодики
РазнообразиежанровсовременныхпечатныхицифровыхСМИ.Понятия«ф
ормат»и«жанр»втекстовыхматериалах.Форматыижанрыновыхмедиа:
основныеотличия,возможностионлайн-среды.
Понятиеновостной«повесткидня».Подготовкановостныхзаметок
Принципыформированияинформационнойповесткидня:критерииотбора

событий.
Информационный
повод.
Поиск
ньюсмейкера.
Особенностиподготовкиновостныхзаметок(новостей).Структурановостноготе
кста,принцип «перевернутой пирамиды».
Подготовкарепортажа
Репортажноеписьмо:основныепринципыиприемы.Методнаблюденияиф
иксированияинформации.Композициярепортажа.Структурныеэлементырепор
тажа. Фотография врепортаже.
Модуль III. Работа журналиста в информационных, аналитических
ихудожественно-публицистических жанрах
Работавжанреинтервью
Интервьюкакметодикакжанр.Видыинтервью.Организацияипроведение
интервью.
Основные
приемы
журналиста
при
работе
в
жанреинтервью.Разновидностивопросоввинтервью.Работастекстомпослерас
шифровкибеседы.Структура публикациивжанре интервью.
Рецензия.Авторскаяколонка.Зарисовка.Портрет
Авторскаяколонка,зарисовка,рецензия,портрет:основные
структурныеэлементыиключевыехарактеристикижанров.Особенностиподгот
овкитекстоввжанреавторскойколонки,зарисовки,рецензии,
портрета.Авторскоеприсутствиевтексте.Нагляднообразныйметодотображениядействительности,
использование
художественныхприемов при работе надтекстом.
МодульIV.Журналист всоциальныхсетях
Особенности работы журналиста в социальных сетях. Подготовка
текстадлясоциальныхсетей
Разнообразиесоциальныхмедиа.Спецификаразличныхплатформ.Формат
ы
контента
соцсетей.
Особенности
работы
журналиста
в
соцсетях.Ведениеофициальныхаккаунтов.Спецификаподготовкитекстовдлясо
цсетейвзависимостиоттипаплатформыицелевойаудитории.Соотношение
картинки, видео, аудио и текста. Адаптация содержания подразличныетипы
социальныхмедиа.
Выпускитоговогомедиапроекта
Повторениеизакреплениепройденногоматерила,атакжеподведениеитогов
целесообразно проводить в практическом формате, например, в
видеподготовки классом единого медиапроекта: выпуска печатной или
цифровойгазеты, журнала или серии текстов, освещающих поставленную
проблему совсех сторон, в разных жанрах и форматах. Возможна как
индивидуальная,
такикоманднаяработавгруппахпо4–
5человек.Подготовкапроектазавершается его публичной презентацией: каждый
из учеников рассказываето том, как готовил материал, с какими трудностями
столкнулся,
что
новогоузналвпроцессеподготовкиматериала,какимопытомсчитаетважнымподе
литьсясодноклассниками.

11 класс
Модуль 1. Основные принципы журналистской деятельности (14)
Тема 1. Роль журналистики в обществе.
Функции и виды СМИ (1 ч)
Самоопределение, формулирование индивидуальных ожиданий от изучения
курса. Постановка образовательных целей и задач. Структурирование и
систематизация информации, известной ранее учащимся на бытовом уровне.
Понятия: информационная эпоха, СМИ, массмедиа (mass media).
Журналистика как определенный социальный институт, имеющий в обществе
свои функции и задачи. Виды СМИ: пресса, радио, телевидение, интернетСМИ. Журналистика в сети
интернет: клоны, гибриды, оригинальные сетевые издания. Роль
журналистики в обществе. Функции СМИ: информационная, аналитическая,
образовательно-просветительская, развлекательная.
Виды деятельности. Практическая групповая работа с сайтами ведущих
российских телеканалов — выявление соответствия конкретных телепередач
определенным функциям журналистики.
Тема 2. Журналистика и общественное мнение. Рейтинг СМИ (1 ч)
Влияние публицистических материалов на действия и поступки людей.
Понятие общественного мнения. Влияние средств массовой информации на
общественное сознание, взгляды и убеждения отдельных людей.
Ответственность журналиста и развлекательное телевидение. Зачем нужны
рейтинги СМИ. Журналистика как бизнес. Как формируются рейтинги СМИ,
как они влияют на эфирную сетку телеканалов. СМИ и аудитория:
взаимообратная связь. Обобщённый портрет российского телезрителя.
Виды деятельности. Практическая работа в группах с материалами сайта
исследовательской компании Mediascop.
Тема 3. Факт и его интерпретация. Доверять или не доверять? (1 ч)
Понятие миссии журналиста в обществе. Почему журналистов часто
обвиняют во лжи. Ответственность журналиста перед аудиторией за
достоверность информации. Интерпретация информации и дезинформация.
Критерии достоверности: как понять, можно ли доверять информации,
полученной из СМИ. Понятие «позиция ноль». Зачем журналисту при анализе
сложных конфликтных ситуаций придерживаться «позиции ноль».
Соотношение фактической информации и эмоций в журналистском
сообщении.
Виды деятельности. Практическая работа в группах: определение
недостающих источников информации. Как понять, является ли информация
исчерпывающей. Критерии честности и объективности для журналиста.
Тема 4. Источники информации. Узнать, проверить, уточнить (1ч)
Интервью как источник информации. О чём могут рассказать люди —
очевидцы, участники событий, виновники, пострадавшие, специалисты.
Источники объективной информации: прямое наблюдение, работа с
документами, государственные учреждения. Особенность информации в сети

Интернет. Каким интернет-источникам можно доверять. Насколько важно в
обычных жизненных ситуациях правильно выбирать источники информации.
Недостаточность информации как способ искажения реальной картины
действительности.
Виды деятельности. Практическая работа в группах с выпуском
программы «Специальный репортаж» — анализ источников информации и их
роли в интерпретации фактов.
Тема 5. Поиск новостей. Работа с источниками информации (1 ч)
Трансформация информации. Повторение: как недостаточность
информации может повлиять на её объективность. Абстрактные и конкретные
вопросы.
Виды деятельности. Моделирование рабочей ситуации — практическое
задание в группах «Разговор на автобусной остановке»: разбор ситуации,
анализ возможных источников информации, выстраивание алгоритма действий
в работе с каждым источником. Прогнозирование рисков. Составление
вопросов для интервью в зависимости от информации, которую необходимо
получить.
Деловая игра, связанная с получением и передачей информации.
Распределение ролей в игре, моделирование ситуации, передача информации.
Просмотр видеозаписи игры, анализ диалогов. Отслеживание изменений
информации на каждом этапе игры. Анализ, самоанализ.
Темы 6-7. Деловая игра «Трансформация информации». Манипуляции
информацией. «Утиные истории» (1 ч)
Понятие манипуляции. Кто и зачем манипулирует информацией.
Проведение пресс-конференции. Как рождаются «утки» и фейковые новости.
Знаменитые розыгрыши в истории журналистики. «Большое лунное
надувательство». Розыгрыши Эдгара По. Урожай спагетти в Швейцарии. «Мир
Джимми». Вторжение с Марса, история знаменитой радиотрансляции романа
Г. Уэллса. Фейковые новости — феномен современного медиапространства.
Виды деятельности. Деловая игра «Проведение пресс- конференции»,
дискуссия «Может ли фейковая новость навредить людям», «Оправдывает ли
цель средства?», «Какими целями руководствуется журналист при создании
фейковой новости?»
Темы 8-9. Особенности информации в эпоху Интернета.
Информационное сообщество. Верификация информации. Проверка
информации в сети Интернет (2 ч)
Понятие информационного общества. Специфика распространения
информации в сети Интернет. Понятия верификации информации,
верифицированной информации. Отличие блогера от журналиста, влияние
блогера на сознание читателей. Цели индивидуального потребления
информации в сети интернет.
Виды деятельности. Просмотр и обсуждение лекции А. А. Венедиктова
«Лекция об информационном сообществе». Контрольное занятие: большая
командная игра по проверке информации на достоверность.

Темы 10-11. СМИ и закон. Правовая ответственность журналиста.
Журналист имеет право. Закон РФ «О средствах массовой информации»
(2 ч)
Правовая ответственность журналиста. Нормы морали и требования закона
в профессиональной деятельности журналиста. Основные законы, которые
регулируют деятельность СМИ в России. Уголовный кодекс РФ. Конституция
РФ. Закон РФ «О средствах массовой информации». Статус учредителя
средства массовой информации. Недопустимость цензуры. Согласование
интервью. Право на опровержение в СМИ, порядок опровержения.
Регистрация СМИ. Права журналиста. Авторское право на журналистский
текст. Конфиденциальная информация.
Виды деятельности. Практическая работа в группах с открытыми
источниками базы «КонсультантПлюс». Разбор конкретных ситуаций из
практики журналистской деятельности. Анализ отдельных статей Закона РФ
«О средствах массовой информации».
Тема 12. Нравственные нормы деятельности журналиста.
Профессиональная журналистская этика (2 ч)
Журналист: профессия и призвание. Имидж известных журналистов.
Профессиональная журналистская этика. Сложность нравственного выбора.
Разница между нормами морали и законом. Кодекс профессиональной этики
российского журналиста, Хартия телерадиовещателей России, Декларация
принципов поведения журналиста. Достойные и недостойные способы
получения информации. Понятие «защита интересов общества» в контексте
журналистской деятельности.
Виды деятельности. Практическое задание в группах: принятие
ответственного решения (выпускать ли передачу в эфир). Практическая работа
с официальным сайтом Общественной коллегии по жалобам на прессу.
Обсуждение документов. Дискуссия «Зачем нужны кодексы
профессиональной этики, если существует закон». Практическая работа в
группах: какими нравственно-этическими, творческими, интеллектуальными
качествами должен обладать журналист. Индивидуальная работа: самоанализ,
рефлексия.
Темы 13-14. Журналист: профессия и призвание. Какими качествами
должен обладать журналист в современном мире? Профессия журналист.
Творческая работа (2 ч)
Контрольное занятие.
Виды деятельности. Индивидуальная творческая работа — написание эссе
на одну из предложенных тем о журналистике и профессии журналист.
Модуль 2. Журналистский текст (20 ч)
Тема 15. Особенности журналистского текста (1 ч)
Основные качества текста, ориентированного на читателя и зрителя.
Средства, которые помогают привлечь внимание аудитории. Особенности
работы с фактами, интересные подробности, использование ярких деталей.
Диалогичность, прямое обращение к читателю. Прямое и косвенное

цитирование. Оперативность. Драматизм, конфликтность в подаче материала.
Использование контрастных деталей. Способы вовлечения и погружения
читателя в ситуацию. Роль заголовка в журналистском тексте.
Виды деятельности. Практическая работа в группах: анализ
публицистических материалов.
Тема 16. Деловая игра «Редактирование текста для газеты» (1 ч)
Специфика текста для печатных СМИ. Работа с авторами, получение
дополнительной информации.
Виды деятельности. Большая деловая игра: редакционная коллегия
принимает решение, брать или нет в номер текст начинающего журналиста.
Особенности работы с авторами. Почему текст не работает на читателя.
Составление рекомендаций по доработке текста. Практическая работа по
редактуре текста. Анализ допущенных ошибок.
Тема 17. Журналистский текст в прессе и на телевидении. В чём
разница? (1 ч)
Общие законы и специфические требования к тексту в различных видах
СМИ. Журналистский текст для печатного издания и для телевидения:
различия между визуальным восприятием текста и восприятием на слух.
Особенности звучащего текста: фонетика, синтаксис звучащего предложения,
особенности использования лексики.
Виды деятельности. Практическая работа в группах: дикторское прочтение
и анализ текста. Практическое задание по подготовке текста для телевидения.
Тема 18. Новость на телевидении. Текст и видеоряд (1 ч)
Текст и видеоряд. Особенности журналистского текста на телевидении.
Стендап. Взаимодействие закадрового текста и видеоряда. Понятие
раскадровки. Текст как необходимая составляющая телевизионной новости.
Виды деятельности. Практическая работа с новостными сюжетами
телеканала «Культура». Практическая работа по раскадровке новостного
текста. Эксперимент: новость без звука, закадровый текст без «картинки».
Тема 15. Диалог со слушателем. Особенности разговорного стиля в
радиоэфире (1 ч)
Специфика разговорного стиля в радиоэфире. Дословная расшифровка
радиоэфира. Особенности восприятия звучащего и печатного текста.
Использование разговорного стиля в СМИ. Характеристики устной речи:
избыточность, экономия речевых средств, эллипсисы, лексическая
разнородность, особенности синтаксических конструкций, эмоциональноэкспрессивная лексика. Сложности литературной обработки интервью.
Виды деятельности. Деловая игра: проведение блиц-интервью, дословная
расшифровка и литературная обработка полученного материала.
Тема 20. Особенности журналистского текста в электронных СМИ.
Пишем для сети Интернет (1 ч)
Специфические требования к тексту в сети Интернет. Способы оформления
текста и подачи материала на веб-странице. Блоки текста и подзаголовки.
Особенности использования иллюстраций. Гиперссылки. Оформление цитат.

Врез. Язык и стиль. Графическое оформление текста как необходимая
составляющая существования текста на веб-странице. Особенности восприятия
текста с монитора и экрана смартфона. Психология потребителя информации в
Интернете.
Виды деятельности. Практическая работа: размещение текста в сети
Интернет.
Тема 21. Жанры журналистики. Цель и жанр (2ч)
Цель и жанр. Информационная заметка и репортаж: особенности работы с
источниками информации. Целеполагание в журналистике. Цель как основная
определяющая жанра и методов работы с источниками информации. Прямой
репортаж — сложности и подводные камни жанра. Интервью и портретная
зарисовка — особенности целеполагания. Интервью как жанр и как метод
сбора информации. Обзорное ознакомление с жанрами: путевой очерк, обзор
СМИ, обзор (книжных, музыкальных новинок, компьютерных игр и т. д.),
анонс, новостная заметка, рецензия, аналитическая статья, дискуссия.
Журналистский жанр как постоянно развивающееся и взаимопроникающее
явление. Причины появления новых жанровых форм. Развитие жанра
интервью: пресс-конференция, брифинг, ток-шоу. Основные признаки жанров,
различия жанровых форм. Изменение социальных реалий и развитие новых
технологий как основные мотивы появления новых жанровых форм в
журналистике. Реалити-шоу как новый жанр в журналистике.
Виды деятельности. Практическая работа с текстами информационной
заметки, репортажа, портретной зарисовки и интервью.
Практическая работа с рейтингами СМИ исследовательской компании
Mediascope: сопоставление тематики телепередач и запросов аудитории.
Дискуссия «Могут ли ток-шоу и реалити-шоу нести в себе образовательный
и воспитательный смысл», «Новые жанры — новые цели и смыслы».
Темы 22-23. Жанры журналистики: старое и новое. Как рождаются
новые жанры. Ток-шоу: вчера и сегодня. Мост между гостем и публикой
(1 ч)
Рождение жанра ток-шоу, Фил Донахью. Трансформация жанра ток-шоу.
Лекция журналиста Владимира Познера о классическом понимании жанра и
Филе Донахью. Ведущий ток-шоу как мост между гостем и публикой.
Виды деятельности. Анализ видеозаписи одной из передач Ф. Донахью в
жанре ток-шоу.
Темы 24-25. Моя публицистическая работа. В поисках темы и жанра.
Презентация творческих наработок и планов (2 ч)
Индивидуально-коллективный характер творчества журналиста. Цель и
тематика коллективных и индивидуальных проектов. Определение цели и
жанра.
Виды деятельности. Выбор итогового проекта по курсу «Журналистика
для начинающих», постановка цели обучения. Работа в группах: определение
коллективных и индивидуальных задач. Выбор тем и жанров для
индивидуальных творческих работ. Презентация готовых материалов, а также

дальнейших творческих планов.
Контрольное занятие в форме публичных выступлений — презентации уже
сделанных и написанных материалов, а также дальнейших творческих планов.
Анализ выступлений, обсуждение.
Темы 26-30. Журналистика новостей. Жёсткая новость. Особенности
жёсткого информирования. Принцип перевёрнутой пирамиды.
Творческая работа «Жёсткая новость: законы жанра». Мягкая новость.
Особенности мягкого информирования. Мягкий и жёсткий лид. Выбор
журналиста (4ч)
Понятие жёсткого информирования; информационный лид. Структура
жёсткой новости — перевёрнутая пирамида. Особенности жёсткого
информирования. Принцип перевёрнутой пирамиды. Жёсткая новость на
телевидении, универсальность законов жанра для разных видов СМИ.
Особенности мягкого информирования. Виды мягкого лида,
целесообразность их использования в конкретной ситуации. Задачи мягкого
информирования. Основное различие мягкой и жёсткой новости.
Виды деятельности. Практическая работа с образцами жёсткой новости,
анализ заходов, поиск ответов на вопрос, чем руководствуется журналист,
выбирая тот или иной заход при создании жёсткой новости. Индивидуальная
работа с учебным материалом «Делаем новость. Жёсткий лид». Обсуждение:
сопоставление выводов, сделанных в ходе работы с прочитанным учебным
материалом.
Практическая работа: составление схемы перевёрнутой пирамиды для
жёстких новостных материалов. Работа в группах с новостями школьной
прессы на информационном портале «Школьная пресса».
Творческая игра «Репка» на отработку умения писать жёсткий лид.
Обсуждение результатов: соответствует ли структура написанной жёсткой
новости принципу перевернутой пирамиды.
Просмотр и обсуждение новостных телесюжетов.
Творческая работа: написание жесткой новости на основе видеосюжета
детского юмористического киножурнала «Ералаш». Обсуждение и анализ
результатов, рефлексия.
Практическая работа с материалами СМИ — печатные материалы и
новостные выпуски телевидения. Работа с учебным материалом «Мягкая
новость». Обсуждение: сопоставление выводов, сделанных в ходе работы с
прочитанным учебным материалом.
Практическая работа в группах с новостями школьной прессы на
информационном портале «Школьная пресса»: поиск и анализ новостных
заметок, написанных в логике мягкого информирования. Творческая работа
«Боевая ничья» в жанре мягкой новости на основе видеосюжета детского
юмористического киножурнала «Ералаш». Обсуждение результатов,
рефлексия.
Темы 31-33. Заголовок в публицистическом тексте. «Как корабль
назовёшь...». Творческая работа «Сочиняем заголовок». Делаем новость.

Итоговая работа.
Однажды в Дании (2 ч)
Роль заголовка в публицистическом тексте. Виды заголовков. Функции и
структура жёсткого заголовка. Специфика аудитории сайтов
информационных агентств. Заголовок и подзаголовок: заголовочный
комплекс. Заголовок в печатном издании и специфика аудитории печатных
СМИ. Игровой заголовок. Специфика заголовка-цитаты: дословное
цитирование, цитата без указания автора, замена слова в цитате. Заголовоккаламбур, заголовок-вопрос. Использование в заголовке таких языковых
средств, как метафора, метонимия, аллитерация, смысловой контраст,
окказионализмы и др. Обсуждение.
Виды деятельности. Практическая работа с заголовками новостной
ленты информационного агентства ТАСС. Творческая работа: заголовок и
подзаголовок в двух вариантах — для оперативного информирования на
страницах новостного интернет-сайта (жёсткий заголовок) и для печатного
издания или его сетевого клона широкой направленности (креативный
заголовок). Обсуждение результатов. Анализ и самоанализ.
Контрольное занятие. Творческая работа по созданию новости для
районной газеты. Решение творческих задач: анализ и отбор фактов,
использование прямого и косвенного цитирования.
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№
п
/
п

Модуль/Темамодуля

Колвочасов

Содержание
воспитания

1полугодие

11
2
3
4
5

I.Журналистикаимедиа.Особенностипрофессиижурналиста
1
СоциальноПредпрофессиональное образование в
коммуникативное:
сферемедиа
развитие навыков
Журналистикакакпрофессия
2
общения.
Организацияработыредакции
2
Интеллектуальное:
Журналистскийтекст,егоструктураибазовыеэле
2
расширение
менты
словарного запаса,
Работасисточникамиинформации
2
развитие речи.

II.Работажурналистанадвыпускомновостей
6
7
8
9

Жанровая система современной печатной
ицифровойпериодики
Понятиеновостной«повесткидня»
Подготовкановостныхзаметок
Подготовкарепортажа

Социальнокоммуникативное:
развитие навыков
общения.
Интеллектуальное:
расширение
словарного запаса,
развитие речи

1
2
3
3

2полугодие
III. Работа журналиста в информационных, аналитических ихудожественнопублицистических жанрах
10
11
12
13
14

Работавжанреинтервью
Рецензия
Авторскаяколонка
Зарисовка
Портрет

3
2
2
1
2

Интеллектуальное:
совершенствование
навыков
правописания

1

Интеллектуальное:
совершенствование
навыков
правописания
Социальнокоммуникативное:
развитие навыков
общения.

IV.Журналист всоциальныхсетях
15
16
17

Особенностиработыжурналиставсоциальныхсет
ях
Подготовкатекстадлясоциальныхсетей
Выпускитоговогомедиапроекта

ИТОГО:

2
3

34
11 класс

№
п
/
п

Модуль/Темамодуля

Колвочасов

Содержание
воспитания

Раздел 1. Основные принципы журналистской деятельности
111
2.

3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Роль журналистики
в обществе. Функции и
виды СМИ
Журналистика и общественное мнение. Рейтинг
СМИ

1

Факт и его интерпретация.

1

Источники информации. Узнать, проверить,
уточнить
Поиск новостей.
Работа с источниками и информацией
Трансформация информации. Деловая игра
Манипуляции информацией. «Утиные истории»
Особенности информации в эпоху Интернета.
Информационное общество
Верификация информации. Проверка
информации всети Интернет
СМИ и закон.
Правовая ответственность журналиста
Журналист имеет право. Закон РФ
«О
средствахмассовой информации»
Нравственные нормы деятельности журналиста.
Профессиональная я журналистская
этика
Журналист: профессия ипризвание. Какими
качествами должен обладатьжурналист в
современном мире
Профессия журналист. Творческая
работа.(Контрольное занятие)

Модуль 2.Журналистский текст

1

1
1
1
1

Социальнокоммуникативное:
развитие навыков
общения.
Интеллектуальное:
расширение
словарного запаса,
развитие речи.

Интеллектуально
е: расширение
словарного
запаса, развитие
речи
Интеллектуально
е: расширение
словарного
запаса, развитие
речи

1

1
1
1
1
1
1

Социальнокоммуникативно
е: развитие
навыков
общения.
Интеллектуально
е:
совершенствован
ие навыков
правописания
Социальнокоммуникативно
е: развитие
навыков
общения.

15. Особенностижурналистскоготекста.
Какудер
жать читателя
16. Особенностижурналистскоготекста.
Какуде
ржать читателя
17. Журналистский текст в печатном издании и на
телевидении. Вчем разница
18. Новость нателевидении. Текст и видеоряд
19. Диалог сослушателем. Особенности
разговорного стиля врадиоэфире

1

20. Особенности журналистского
текста вэлектронныхСМИ. Пишем
дляИнтернета
21. Жанры журналистики. Цель и жанр
22. Жанры журналистики: старое и новое. Как
рождаются новые жанры
23. Ток-шоу: вчера и сегодня. Между гостем
и
публикой
24. Моя публицистическая работа. В поисках темы.

1

25. Моя публицистическая работа.Презентация
творческих наработок
и
планов.
26. Журналистика новостей.
Жёсткая новость
27. Особенности жёсткого информирования.
Принцип перевернутой пирамиды
28. Творческая работа Жёсткая новость: законы
жанра.
29. Мягкая новость.Особенности мягкого
информирования. Мягкий и жёсткий лид.
Выбор журналиста

1

30. Заголовок
в публицистическом
тексте.«Как
корабльназовёшь...»
31. Творческая работа Сочиняем заголовок
32. Делаем новость.Однажды в Дании
33. Итоговое контрольное тестирование
ИТОГО: 33 часа

1

1
1
1
1

1
1
1
1

1

Интеллектуаль
ное: расширение
словарного
запаса, развитие
речи
Социальнокоммуникативно
е: развитие
навыков
общения.
Интеллектуально
е: расширение
словарного
запаса, развитие
речи
Социальнокоммуникативно
е: развитие
навыков
общения.
Интеллектуально
е: расширение
словарного
запаса, развитие
речи

1
1
1

1
1
1

Критерии оценки учебного курса «Мир журналистики»

Социальнокоммуникативно
е: развитие
навыков
общения.
Интеллектуаль
ное: расширение
словарного
запаса, развитие
речи

Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся:
- соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
- использование специальной терминологии;
- свобода восприятия теоретической информации.
Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся:
- практическая деятельность со специальным инструментом, оборудованием и
оснащением;
- качество выполнения практического задания;
- технологичность практической деятельности.
«5»– успешное освоение обучающимися более 70% содержания образовательной
программы,
«4»- средний уровень – успешное освоение детьми (подростками) от 50% до 70%
содержания образовательной программы;
«3»- низкий уровень – успешное освоение детьми (подростками) менее 50%
содержания образовательной программы.

Формыпроведениязанятий:лекция,семинар,практикум,практическаяработа.

1
7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».