Программа индивидуально- групповых занятий по русскому языку

«Утверждаю»
Директор МБОУ Северная СШ
__________ Белов С.А.
Приказ № 99
«26» августа 2024г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Нижегородской области
Управление образования Администрации Варнавинского
муниципального округа
МБОУ Северная СШ

Рабочая программа
индивидуально-групповых занятий по русскому языку
8 класс

Северный 2024

Статус документа
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку для 8
класса составлена на основе федерального компонента государственного
стандарта основного общего образования, примерной программы основного
общего образования по русскому языку. Рабочая программа конкретизирует
содержание наиболее трудных для усвоения тем образовательного стандарта,
дает распределение учебных часов и последовательность изучения тем
учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.
Рабочая программа построена с учетом изучения тем по учебнику: Русский
язык: учебник для 8 класса общеобразоват. учреждений/ С.Г.Бархударов., С.Е..
Крючков и др.; - М.: Просвещение 2021.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он
является средством общения и формой передачи информации, средством
хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа,
средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом
определяют достижения человека практически во всех областях жизни,
способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям
современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает
особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его
абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки
самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации
личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский
язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество
усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует
овладению будущей профессией.
Основные направления работы на индивидуально-групповых занятиях
по русскому языку в 8 классе
Одно из основных направлений преподавания русского языка – организация
работы по овладению обучающимися прочными и осознанными знаниями.

Этого не добиться без индивидуальной работы и без распределения
обучающихся по группам по усвоению языковых норм.
Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе
требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для
формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и
навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение
грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в
предложении и т. д. Этому и служат индивидуально-групповые занятия.
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является
формирование навыков грамотного письма. Изучая с обучающимися
орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы
школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими
примерами, овладевали способами применения правил на практике. Здесь
также не обойтись без индивидуальной работы.
Прочные и осознанные умения и навыки правильного письма вырабатываются
в процессе постоянно осуществляемой системы тренировочных упражнений. И
такая систематическая работа в выработке прочных орфографических и
пунктуационных навыков достигается как на уроках, так и на индивидуальногрупповых занятиях.
Цель индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 8 классе:
• закрепить круг знаний по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии,
синтаксису, орфографии и пунктуации;
• выработать у обучающихся на этой основе прочные орфографические и
пунктуационные умения и навыки;
• обогатить словарный запас и грамматический строй речи обучающихся.
Работа на индивидуально-групповых занятиях должна вестись таким образом,
чтобы воспитать у обучающихся стремление овладеть русским языком.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки
учащихся 8 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать
– перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь –
перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов
речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений,
востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной
жизни.

Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение данного курса отведено 34 часа (из
расчета 1 час в неделю).
Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Результаты освоения курса
Личностные:
формирование устойчивой мотивации к учению;
формирование ответственного отношения к учению.
Метапредметные:
умение самостоятельно формулировать и ставить для себя новые задачи в
познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
умение определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований.
Содержание курса
Повторение изученного в 5-7 классах (3 ч)
Лексика и фразеология. Словарный состав языка с точки зрения
происхождения, употребления и стилистической окраски. Морфемика.
Способы словообразования.
Орфография и морфемика. Система частей речи в русском языке.
Принципы выделения частей речи. Буквы н, нн в суффиксах прилагательных,
причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не с разными частями
речи.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные препинания.
Сочетания знаков препинания. Знаки препинания при однородных членах,
причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения.
Гибкость современной пунктуации. Знаки препинания в простом и сложном
предложении.
Синтаксис. Словосочетание (2 ч)
Понятие о синтаксисе. Взаимосвязь синтаксиса и пунктуации.
Словосочетание, предложение, текст как единицы синтаксиса. Виды
синтаксической
связи.
Средства
синтаксической
связи.
Способы
подчинительной связи. Комбинация знаков препинания в тексте.
Нерегламентированная пунктуация, авторские знаки.
Синтаксис. Предложение (7 ч)
Простое двусоставное предложение.
Основные виды простого предложения, порядок слов в предложении.
Логическое ударение.

Главные члены предложения. Функции подлежащего и сказуемого, их
характеристика, способы выражения подлежащего и сказуемого. Основные
типы сказуемого: составное глагольное, составное именное. Особенности связи
подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные
члены
предложения.
Дополнение.
Определение.
Приложения, их отличие от других второстепенных членов предложения,
использование приложения в качестве средства выразительности речи.
Обстоятельство. Распространенные члены предложения. Выделение запятыми
обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а
также обстоятельств с предлогом несмотря на.
Односоставные предложения (5 ч)
Понятие об односоставных предложениях. Виды односоставных
предложений. Синонимика двусоставных и односоставных предложений. Знаки
препинания в конце назывных предложений. Особенности неопределенноличных предложений, сфера употребления, способы выражения сказуемого в
этих предложениях; отличие неопределенно-личных предложений и
обобщенно-личных. Неполные предложения в речи. Строение и значение
неполных предложений. Тире в неполном предложении.
Однородные члены (3 ч)
Предложения с однородными членами. Средства связи однородных
членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности
предложений с однородными членами. Однородные члены, связанные
сочинительными союзами и пунктуация при них. Обобщающие слова в
предложениях с однородными членами. Знаки препинания при них.
Однородные и неоднородные определения.
Обособленные члены предложения. (8 ч)
Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. Обособление
согласованных определений. Несогласованные определения и их
обособление.
Обособление
приложений.
Обособление
дополнений.
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и
одиночными деепричастиями. Обособление обстоятельств, выраженных
существительными с предлогами. Обособление уточняющих членов
предложения. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены
предложения, их смысловая и интонационная особенность.
Знаки препинания в предложении с обращениями и вводными словами
(2 ч)
Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с
обращениями. Вводные слова. Интонация вводности. Вводные предложения.
Знаки препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями.
Вставные конструкции как средство пояснения, уточнения, обогащения
содержания высказывания. Обращение. Роль обращений в речевом общении.
Знаки препинания при обращении.
Знаки препинания в предложении с прямой и косвенной речью (2 ч)
Основные способы передачи чужой речи, знаки препинания и обоснование
их постановки. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. Цитаты.
Оформление цитат на письме. Итоговая контрольная работа и ее анализ.
Повторение (2 ч.)
Тематическое планирование
№
п/п

1.

2.

3.

4.
5.

6.

7.

8.
9.

Тема, раздел

Ко
Вид деятельности
ли
че
ст
во
ча
со
в
Комплексное повторение ранее
Повторение изученного в 5-7
3
изученного на основе
классах
художественного текста.
Лексика и фразеология.
1
Структурирование и
Словообразование. Морфемика.
систематизация изучаемого
Буквы н, нн в суффиксах
предметного
прилагательных, причастий и
содержания: объяснительный
наречий
диктант с последующей
Слитное и раздельное
1
самопроверкой. Графический
написание не с разными частями
диктант. Работа с текстом:
речи
пунктуационный анализ текста.
Основные единицы синтаксиса.
1
Решение тестовых заданий.
Знаки препинания при однородных
членах, причастных и
деепричастных оборотах.
Самостоятельная работа с
Синтаксис. Словосочетание
2
последующей самопроверкой,
Словосочетание. Способы
1
работа в парах, выполнение
подчинительной связи.
дифференцированных заданий,
Основные виды словосочетания.
1
решение тестовых заданий.
Графический диктант,
Синтаксис. Предложение
7
объяснительный диктант,
Основные виды предложений.
1
выполнение тестовых заданий.
Простые и сложные предложения.
Работа с текстом:
Грамматическая основа
пунктуационный анализ текста.
предложения.
Подлежащее и способы его
1
выражения. Сказуемые и его
основные типы. Простые
глагольные сказуемые.
Составное глагольное сказуемое.
1
Составное именное сказуемое.
1

10. Тире между подлежащим и
сказуемым.
11. Второстепенные члены
предложения.Дополнение.
Определение. Приложение.
12. Обстоятельство.
Односоставные предложения
13. Основные виды односоставных
предложений.
14. Определенно - личные
предложения.
15. Неопределенно – личные
предложения.
16. Безличные предложения.
17. Назывные предложения. Знаки
препинания в конце назывных
предложений.
Однородные члены
18. Однородные и неоднородные
определения.
19. Союзы при однородных членах, их
разряды по значению.
20. Обобщающие слова при
однородных членах предложения.
Обособленные члены
предложения
21. Обособленные определения.
22. Обособление одиночных и
несогласованных определений.
23. Обособление приложений.
24. Обособление дополнений.
25. Обособление обстоятельств.
26. Обособление обстоятельств.
27. Уточняющие члены предложения.
28. Уточняющие члены предложения.
Знаки препинания в
предложении с обращениями и
вводными словами
29. Знаки препинания в предложениях
с вводными словами,
словосочетаниями. Вставные
конструкции.
30. Знаки препинания при обращении.
Знаки препинания в

1
1

1
5
1
1
1

Графический диктант. Работа с
текстом: пунктуационный анализ
текста. Самостоятельная работа с
последующей
самопроверкой, выполнение
дифференцированных заданий.

1
1

3
1

Объяснительный диктант,
выполнение тестовых заданий,
графический диктант.

1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
2

Выборочный диктант,
объяснительный диктант с
последующей самопроверкой,
работа в парах над пунктуацией
предложений с обособленными
членами. Работа с текстом:
пунктуационный анализ текста.
Решение тестовых заданий.

1

Самостоятельная работа с
последующей самопроверкой,
объяснительный диктант,
выполнение тестовых заданий.

1
2

Самостоятельная работа с

31.
32.
33.
34.

предложении с прямой и
косвенной речью
Прямая речь. Знаки препинания
при прямой речи.
Косвенная речь. Диалог. Цитаты и
их оформление на письме.
Повторение.
Итоговая контрольная работа
Анализ контрольной работы

1

последующей самопроверкой,
объяснительный диктант,
выполнение тестовых заданий.

1
1
1

Объяснительный диктант с
последующей самопроверкой,
комплексное повторение ранее
изученного.

34

Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
знать/понимать определения основных изученных в 8 классе языковых
явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои
ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
Речевая деятельность:
аудирование:








дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию прослушанного текста;
фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана,
полного и сжатого пересказа;
определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и
функциональной разновидности языка;
рецензировать устный ответ обучающегося;
задавать вопросы по прослушанному тексту;
отвечать на вопросы по содержанию текста;
слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на
определение темы и основной мысли сообщения;

чтение:








прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия,
содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным
материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;
используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по
ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по
оглавлению и заголовкам статей;
при необходимости переходить на изучающее чтение;
читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся
отечественных лингвистах;

говорение:









пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции
автора исходного текста;
вести репортаж о школьной жизни;
строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем,
таблиц и других наглядных материалов;
создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую
тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текстаописания;
составлять инструкции по применению того или иного правила;
принимать участие в диалогах различных видов;
адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать
в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.

письмо:






пересказывать фрагмент прослушанного текста;
пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты,
сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
создавать сочинение – описание, сочинение - сравнительную
характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение
повествовательного характера с элементами повествования или
рассуждения, репортаж о событии;
писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать
характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика,
экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения - парцелляция,
риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма
изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.).

Текст:



находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные
очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
распознавать характерные для художественных и публицистических
текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.

Фонетика и орфоэпия:



правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов
произношения;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения
орфоэпических норм.

Морфемика и словообразование:





разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки,
опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные
модели слов;
разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных
словарей.

Лексикология и фразеология:





разъяснять значение слов общественно-политической тематики,
правильно их определять;
пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь
иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов» и т. п.);
оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и
речевых задач высказывания;
находить в художественном тексте изобразительно-выразительные
приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.

Морфология:




распознавать части речи и их формы;
соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления
слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
опираться на морфологический разбор слова при проведении
орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа.

Орфография:



применять орфографические правила;
объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на
значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов.

Синтаксис и пунктуация:


опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных
видов;












различать простые предложения разных видов, использовать
односоставные предложения в речи с учетом их специфики и
стилистических свойств;
правильно и уместно употреблять предложения с вводными
конструкциями, однородными и обособленными членами;
правильно строить предложения с обособленными членами;
проводить интонационный анализ простого предложения;
выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
проводить интонационный и синтаксический анализ простого
предложения при проведении синтаксического и пунктуационного
разбора;
использовать различные синтаксические конструкции как средство
усиления выразительности речи;
владеть правильным способом действия при применении изученных
правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений
изученных конструкций, использовать на письме специальные
графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых
предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные
правила.

Учебно-методическое обеспечение:
1. Богданова, Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы: книга
2.
3.

4.
5.

для учителя / Г. А. Богданова. - М. : Просвещение, 2012.
Григорьева М.Н., Назарова Т.Н: Русский язык. 8 класс. Диктанты к
учебнику Л.А. Тростенцовой. - М., Экзамен, 2014
Тростенцова, Л. А. Русский язык. Дидактические материалы. 8 класс / Л.
А. Тростенцова, М. М. Стракевич, Н. В. Ладыженская. - М. :
Просвещение, 2012.
Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 8 класс: к
учебнику Т.А.Ладыженской и др./ - М., Экзамен, 2015.
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 8 класс– М. :
ВАКО, 2014.

Образовательные электронные ресурсы
1. Образовательные электронные ресурсы
2. http://videouroki.net/Видеоуроки в сети Интернет
3. http://www.alleng.ru/index.htm Всем, кто учится.
4. http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы
5. http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
6. http://www.school.edu.ru/ Российский образовательный портал
7. http://www.proshkolu.ru/ Сайт для учителей
8. http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования
9. http://www.uchportal.ru/ Учительский портал
10. http://rus.1september.ru/urok/ Я иду на урок русского языка

1.
2.
3.
4.
5.

Интернет-ресурсы:
Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»:
http://school-collection.edu.ru
Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»:
http://window.edu.ru/
Сайт «Сеть творческих учителей»:http://it-n.ru
Сайт «Интернетурок»http://interneturok.ru/ru
Сайт «Грамота.Ру» http://www.gramota.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».